Лев Кузнецов: «В регионы Северного Кавказа необходимо привлекать внебюджетные инвестиции в первую очередь на принципах государственно-частного партнерства»

  
   Устранение социальных диспропорций
    — Основным инструментом реализации общей политики на Северном Кавказе является государственная программа развития СКФО. Первый ее этап, завершающийся в 2016 году, был направлен на устранение базовых социальных диспропорций, которые существовали и существуют в регионе. Это ограниченное количество мест в системе общего образования и качество образования, что находило отражение в оценках ЕГЭ; дефицит объектов здравоохранения, что характеризовалось более высокой, чем в целом по стране, смертностью, в первую очередь младенческой; недостаточная занятость людей, что определяло общий уровень их жизни. Параллельно с этим ставились задачи развития реального сектора экономики: бюджетные возможности ограничены, и решить вопросы безработицы, повышения реальных доходов населения можно, только стимулируя производство.
    Как результат, с 2014-го по 2016 год в целом по СКФО построено 113 новых социальных объекта, включая 13 объектов здравоохранения и 62 объекта образования. В хорошем смысле закручены гайки, связанные с качеством сдачи ЕГЭ (в предыдущие годы количество медалистов со ста баллами в регионе зашкаливало). После резкого провала наблюдается улучшение статистики и по русскому языку, и по математике, и по физике, и по иностранному языку. Ребята получают хорошие знания, становятся конкуренто способными и уже готовы интегрироваться во взрослую жизнь. Козырем Северного Кавказа была и остается позитивная демографическая ситуация. При этом очень важно, что она достигается не только за счет высокой рождаемости, но и за счет существенно сокращающейся смертности, в первую очередь детской. Если в 2012 году ее коэффициент составлял в СКФО 14,7, значительно превышая среднероссийский показатель, то в 2015-м он снизился до 10,3, а по итогам первого квартала 2016-го — уже до 9,5. То же самое мы видим по безработице — в целом по округу снижение заметное. Прежде всего, оно достигнуто за счет активных инвестиций в социальную сферу: строя школы, детские сады, больницы, поликлиники, мы создавали новые рабочие места. И если в 2013 году по количеству таких объектов СКФО отставал от среднероссийской статистики в пять раз, то в 2015-м — в 2,8 раза. Однако нынешняя цифра — тоже серьезный вызов. Кавказские дети идут в школу, получают достойные знания, после чего задаются вопросом: а что делать дальше? Решить задачу трудоустройства выпускников, принимая во внимание ограниченные бюджетные инвестиции, возможно только путем развития реального сектора экономики.

Проекты длительного периода реализации
    На Северный Кавказ нужно привлекать внебюджетные инвестиции, в первую очередь на принципах ГЧП. Хотя, говоря откровенно, мы отдаем себе отчет в том, что инвестклимат в СКФО пока отличается от инвестклимата в других регионах: здесь нет больших запасов полезных ископаемых, нет присутствия крупных компаний — частных или государственных. Есть, конечно, «Роснефть», но она работает на старых месторождениях, которые истощаются... Поэтому наша задача сейчас — найти ниши, где субъекты СКФО будут конкурентоспособными, выбрать проекты регионального и федерального уровня, рассчитанные на длительный период реализации. И мы смогли это сделать.
     Если говорить о проектах федерального уровня, то это три направления. Первое — туризм, причем, что очень важно, не только горнолыжный, но и санаторно-курортный, медицинский. Учитывая уникальность Кавминвод, мы понимаем, что используя их ресурсы, Северный Кавказ может быть конкурентоспособным в России и еще привлекать иностранных туристов. При этом наша ниша — не купание в море, а лечение. Согласно статистике уже сегодня даже без инвестиций турпоток в Кавминводы ежегодно увеличивается на 7-8%. Активно развиваются горнолыжные курорты «Эльбрус» и «Архыз», начинает развиваться «Ведучи», создавая новые рабочие места. Второе направление — трансграничный логистический узел «Каспий», являющийся стратегическим. Пока он мало используется, между тем это хорошая альтернатива Черному морю, Суэцкому каналу, возможность принимать транспортные потоки из Индии, Ирана, Китая, Средней Азии. У нас есть Махачкалинский международный морской торговый порт — единственный в России незамерзающий порт, способный принимать суда тоннажем более 12 тыс. тонн. Его интеграция с двумя другими крупными портами страны (Астрахань и Оля) вместе с правильным выстраиванием логистической схемы — это геополитическое позиционирование нашего государства в целом и транспортная связь не только север — юг, но еще и запад — восток.
    И третье направление, отвечающее задачам развития станкостроения и обеспечения обороноспособности России, — создание кластера по производству инструментов и твердых сплавов. Например, Тырныаузское месторождение — это вольфрам. Его запасы в стране истощаются, если их не пополнять, то наша страна станет импорто зависимой по данному сырью, что критично для отечественной экономики: других месторождений в РФ пока не открыто.
    Есть на Северном Кавказе и значимые региональные проекты. Прежде всего, в сельском хозяйстве, где субъекты СКФО имеют свои ниши. На государственном уровне поставлена задачу к 2020 году обеспечить продовольственную безопасность: нужно производить дополнительно миллионы тонн овощей и фруктов, и Кавказ с его отличными природно-климатическими условиями способен внести весомый вклад. Уникальность региона в том, что здесь очень большой процент ручного труда. Но это неплохо: это как раз технология, которая обеспечивает качество продукции, ее экологичность. И самое главное — занятость населения в горной местности, возможность для людей оставаться в районах традиционного проживания. Участие в продовольственной программе России — сквозная задача, которая охватывает все территории СКФО.


*Материал подготовлен редакцией журнала "Вестник. Северный Кавказ"